Великий пост длится сорок дней. Он установлен по примеру сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. По церковному уставу, в Великий пост запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения: мяса, молока, яиц, рыбы. В течение поста пекли пресное печенье в форме круглого кренделя — витушка, куличка, шишуля, гогуля, калач, свертыш; из жгутов пресного теста — печенье в виде спирали, бантов, восьмерок и т.д.
В середине Великого поста на Крестопоклонной неделе пекли «кресты» — особое печенье из пресного теста в виде крестов. В перекрестия вдавливали ягоды или изюм «будто гвоздочкам прибито». Кресты выпекали по числу членов семьи. Существовал обычай класть кресты в амбары в зерно, а также засевать с ними хлеб — «чтобы хлеб уродился». Приехав в поле, молились, съедали крест, а потом начинали сеять.
В день Сорока Мучеников (9 марта/22 марта) принято выпекать из сброженного теста небольшие булочки в виде птичек – жаворонков. Прилёт жаворонков был предвестником весны. В некоторых местах выпекали «чувилки», с которыми дети бегали и распевали песни («Ай, чувиль — виль виль!»), как бы встречая весну. В Калужской губ. выпекали из теста небольшие шарики и скармливали домашней скотине и птице, чтобы давали приплод.
В некоторых случаях в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) кроме постной пищи разрешалось есть и рыбные блюда. Благовещенская кулебяка служил для утешения во время Великого поста. Благовещенскую кулебяку делали с разными начинками «на четыре угла: с визигой, с семгой, с налимьей печёнкой, с судачьей икрой, под рисом».
Особое значение в народе придавали просфоре, которую выпекали в день Благовещения Пресвятой Богородицы и освящали в храме, называя ее «Божий хлебушек». Просфору ели или измельчали и добавляли к семенам при первом посеве, что, как полагали крестьяне, обеспечивало успех в их земледельческом труде.