Среди древнейших созданий человеческого разума и наук есть творение, значимость которого с годами не уменьшается, а увеличивается. Это — хлеб.
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных печах и горшках, которые назывались «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наше «хлеб» или эстонское «лейб».
Ученые считают, что еще во времена мезолита (10…15 тыс. лет назад) человек начал возделывать злаки, которые были прародителями нынешних зерновых. Научившись превращать зерно в муку, наши предки вскоре сумели сделать из нее тесто и печь лепешки на раскаленных камнях. Ученые считают, что такой примитивный хлеб появился около 8…9 тыс. лет назад. Наибольших успехов в искусстве хлебопечения достигли египтяне. Древние египтяне знали секрет сбраживания теста еще 5…6 тыс. лет назад. Это искусство от них перешло к грекам. В Древней Греции разрыхленный хлеб считался большим деликатесом. Для закваски греки часто употребляли сушеную смесь муки с забродившим виноградным соком. Аристократы ели такой хлеб как самостоятельное блюдо. Стоил такой хлеб значительно дороже пресного. Чем знатнее был хозяин и богаче его дом, тем щедрее угощал он своих гостей пшеничным хлебом. В Древней Греции к хлебу относились с суеверным почтением. Эллины были твердо убеждены, что если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами.
Кстати, это убеждение перекликается с одним законом Древней Индии. Так, в первые века нашей эры преступников в этой стране наказывали тем, что запрещали им есть хлеб в течение определенного времени, в зависимости от того, какое преступление они совершили. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастную судьбу. И в наши дни верующие индусы начинают свою утреннюю молитву словами: «Все есть пища. Но хлеб есть ее великая мать».
В дальнейшем искусством хлебопечения овладели в Древнем Риме, где труд хлебопеков высоко ценили. Так, в Риме были особые выборные должности — эдипы. В их обязанности входило следить за выпечкой и качеством хлеба. Любопытен следующий исторический факт. При раскопках Помпеи найдена табличка с надписью «Прошу сделать эдипом Гая Юлия Полибия, при нем хлеб был хорош». В Риме и по сей день стоит величественный 13-метровый памятник Марку Вергилию Эврисаку — пекарю и торговцу хлебом (30 г. до н. э.), создавшему в столице империи несколько больших пекарен. На мраморном барельефе этого памятника изображены сам Эврисак, его жена, пекарня и весь процесс выпечки хлеба.
В начале Средних веков при каждом замке и монастыре создавались свои мельницы и пекарни. При этом во многих европейских странах между степенью свежести хлеба и социальным положением тех, кто его потребляет, существовала прямая зависимость.
Королевская семья ела только свежеиспеченный хлеб; хлеб вчерашней выпечки предназначался для высшего общества; хлеб, выпеченный 2 дня назад — для представителей мелкопоместного дворянства; хлеб 3-х дневной давности — для монахов и школьников; хлеб, испеченный 4 дня назад — для крестьян и мелких ремесленников. Следует, однако, отметить, что в это же время во многих городах средневековой Азии черствый хлеб считался более ценным, чем свежеиспеченный. Французский король Генрих IV, признавая особую роль хлеба в жизни народа, ко всем своим титулам добавлял еще один «Король Хлеба». При этом всегда подчеркивал, что тот, кто правит хлебом нации, является более великим правителем, чем тот, кто правит только душами своих подданных. Учитывая важность хлеба, уже в X в. в европейских городах существовали особые учреждения, которые владели хлебным делом и контролировали хлеб, отпускаемый пекарями по весу и доброкачественности. В случае нарушения обязательных постановлений, пекарей наказывали очень строго. Так, за уменьшение веса или прибавление к муке посторонних веществ пекарь подвергался, помимо большого денежного штрафа, телесному наказанию. Например, в Германии одному булочнику по приговору суда отрезали оба уха за то, что он отпускал неполновесный хлеб. Такому же наказанию подверглись даже его подмастерья — за соучастие.
С древних времен хлеб служит основой питания и восточнославянских племен. На Руси хлеб всегда считался основой ее богатства. Роль хлеба в питании русских людей была настолько велика, что в неурожайные годы в стране начинался голод, несмотря на изобилие животной пищи. Хлеб использовали в качестве оберега: его клали в колыбель к новорожденному; брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути; клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия; выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы и т. д. Хлеб использовали также в качестве обрядового дара: с хлебом и солью встречали гостя; везли хлеб вместе с приданым невесты. На русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на хлеб при заключении договоренности. Обряд «венчанья бурлаков» на Екатеринославщине сводился, в основном, к тому, что молодые целовали хлеб и обещали «Богом и хлебом» жить дружно.
Особенно любили на Руси кислый хлеб из заквашенного теста. Способы заквашивания были разными. Обычно в качестве закваски использовали пивную или квасную гущу, дрожжи или кусок старого теста. Большим искусством хлебопечения отличались монастырские пекари. Так, в Печерском монастыре была специальная группа чернецов во главе со «старшим пекущим», которые выпекали хлеб. Кстати, помещение, где ели монахи в Древней Руси называли «хлебная келья».
Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением и уважением. В XVI-XVII вв. простых людей в быту и в официальных документах называли просто — Федька, Гришка, Петька. Мастеров же своего дела, которыми являлись и пекари, называли полным именем — Федор, Григорий, Петр. Большое внимание на Руси уделяли также качеству хлеба. Известно, например, что в 1624 г. была составлена специальная правительственная инструкция «Память приставам, назначенным в Москве для смотрения за печением и продажею хлеба». Приставы, которые имели широкие полномочия, были грозой московских пекарей того времени. Даже монастырские и дворцовые пекарни не были свободны от их контроля. Известны даже имена некоторых из них: Богдан Бекетов, Василий Артемов, Ерофей Иванов. При выявлении нарушения технологии хлебопечения и низком качестве хлеба пекари строго наказывались, вплоть до телесных экзекуций.
На Руси выпекали большое разнообразие различных видов хлеба. Однако слово «хлеб» употреблялось в отношении ржаного. Ведь недаром на Руси была популярной такая поговорка «Хлеб ржаной — отец родной». Он был значительно дешевле пшеничного белого хлеба и сытнее. Тем не менее, существовали и специальные сорта ржаного хлеба, в частности «Боярский» и «Бородинский». Для выпечки «Боярского» хлеба применяли ржаную муку особого помола, свежее масло и в меру сквашенное молоко, добавляли в тесто пряности. Такой хлеб был достаточно дорог, и пекли его по специальному заказу для особых случаев. «Бородинским» хлеб назван в честь Бородинского сражения. Вдова генерала Тучкова, погибшего в Бородинской битве, на месте его гибели воздвигла часовню, а затем основала женский монастырь. Монахини и изобрели долго не черствеющий ржаной хлеб, названный «Бородинским». Многочисленные паломники увозили с собой как память о святых для каждого русского человека местах буханку ароматного хлеба. Дома такой хлеб делили между домочадцами и молитвой поминали героев, погибших за Отечество.
Пшеничная мука использовалась на просфоры (хлеба, употребляемого для совершения таинства Евхаристии) и калачи, которые были лакомством для простого народа в праздничные дни. Отсюда и поговорка «калачом не заманишь». Отпуская слугу на отдых, барин, как правило, давал ему мелкую монету на «калач». По свидетельству историков в день рождения Петра I гостям гостиной сотни и чернослободцам, помимо прочих яств, было отпущено 240 калачей. Лучшие калачи пекли из крупчатой муки в виде колец. «Братские» калачи пекли из толченой муки в виде круглых булок, смесные калачи — из смеси пшеничной и ржаной муки. Их пекли к царскому столу из-за их особого вкуса. Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетчатого хлеба, выпеченного из муки, просеянной через решето. Решетчатый хлеб был самым распространенным на столе простого человека. Лучшим хлебом, который подавали на стол в богатых домах, являлся так называемый «крупчатый» — белый хлеб из хорошо обработанной муки. Низкокачественными считались «пушные» виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли «мякиной».
Маленькие пекарни на Руси называли хлебными избами, а большие — палатами. По переписи 1638 г. только в Москве было 2 367 ремесленников. Каждый девятый из них занимался хлебным промыслом: 52 — выпекали хлеб, 43 — готовили пряники, 7 — пекли блины, 12 — ситники, а 50 мастеров — просфоры. В Кремле стоял государев «Хлебный дворец», снабжавший царский стол свежеиспеченными хлебом, сайками, калачами и др.
Мастерство российских хлебопеков постоянно совершенствовалось. Хлебопечение в основной своей массе было раздробленным. Но уже начиналась концентрация производства в руках отдельных фирм. Например, широко известная фирма И. М. Филиппова, основателя династии хлебопеков, имела 47 предприятий по выпечке хлеба в разных городах. Однако, на них в основе технологического процесса лежал ручной труд. Имя Филиппова настолько вошло в память русского народа, сделавшись синонимом настоящего русского хлеба. В начале XIX в. в Москву из села Кобелево Калужской губернии приехал бывший крепостной крестьянин Максим Филиппов — основатель семейной династии. Вначале он стал подрабатывать пекарем. Затем, собрав деньги, стал владельцем собственной небольшой пекарни. Незаурядные способности помогли ему выделиться в среде булочников. После его смерти семейное дело продолжил сын Иван Максимович. К этому времени в семье Филипповых было три хлебопекарных заведения: калачное, булочное и бараночное. Он организовал при пекарне хлебный магазин, появились знаменитые филипповские пирожки, хлеб пеклеванный (из мелко смолотой и просеянной ржаной муки), бородинский, стародубский, рижский. Ассортимент хлебных изделий из пшеничной муки был особенно разнообразен: французские булочки простые, с поджаристым загибом, обсыпанные мукой; маленькие копеечные французские хлебцы, именовавшиеся «жуликами»; витушки, саечки обсыпанные маком, сайки простые, калачи крупные, мелкие и т. д. Самым популярным среди населения сортом пшеничного хлеба был ситник (или ситный) по 5 или 7 коп. за фунт. В 1855 г. И. М. Филиппов стал Поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Достигнутый уровень качества хлеба привел к тому, что, говоря «филипповский хлеб», подразумевали «самый лучший». Филипповские булочные, по свидетельствам В. А. Гиляровского, стали достопримечательностью Москвы. На вопрос: «Почему хлебушко черненький у вас так хорош?» — Филиппов отвечал: «Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки… А все-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая. И очень просто!» Действительно, вроде бы ничего сложного. Но качества филипповского хлеба никто достигнуть не смог. Хлебобулочные изделия Филиппова пользовались славой и, естественно, большим спросом не только в Москве. Калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. В Петербурге пробовали печь «филипповские изделия», но ничего не получалось. И Филиппов объяснял это тем, что «вода невская не годится». Для достижения требуемых показателей придворному пекарю приходилось возить дубовые кадки с мытищинской водой в курьерских поездах Николаевской железной дороги. Обозы с его калачами, сухарями и сайками шли даже в Сибирь. По воспоминаниям В. А. Гиляровского «их как-то особым способом горячими, прямо из печи замораживали, везли за тысячу верст, а уж перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару». В середине 50-60-х годов XIX в. дело Филипповых количеством и ачеством потеснило на хлебобулочном рынке Москвы и Санкт-Петербурга, господствовавших в то время немецких булочников. К 1905 г. в фирме Д. И. Филиппова — старшего сына Ивана Максимовича было 16 булочных и хлебопекарен. В 1913 г. всего на предприятиях Филиппова работало 2 951 человек. После смерти Дмитрия Ивановича Филиппова в январе 1908 г. дело продолжили его сыновья — Николай, Дмитрий, Борис. Семейная фирма Д. И. Филиппова просуществовала вплоть до национализации в годы революции.
Не менее интересны истории о некоторых национальных видах хлеба. Так, например, в Туркмении круглый горячий хлеб — чурек — любят сравнивать с солнцем. И действительно, только что вынутый из тандыра — глиняной печи, туркменский хлеб напоминает небесное светило. Легенда гласит, что первым такой хлеб приготовил известный вождь огузского племени Бугра-хан. До настоящего времени к чуреку сохраняется трепетное отношение. Во время еды его держат двумя руками и ломают обязательно на изнаночную сторону. Если кто из чужеземцев положит хлеб неправильно, его тут же незаметно перевернут. Обычно за обеденным столом хлеб раздает хозяин дома или самый старший в семье. Грешно есть хлеб, полулежа или сидя вразвалку. За дастарханом — широкой скатертью, расстеленной на полу — необходимо сидеть прямо. Лепешки обязательно пекут дома. Поэтому даже в больших городах на улицах среди высотных домов можно увидеть тандыры, которыми пользуются несколько соседних домов.
На Северном Кавказе и, особенно в Закавказье популярен особый вид хлеба — лаваш. Существует несколько легенд о его возникновении. Одна из них гласит, что в давние времена был в Армении царь по имени Арам. В одном из боев попал он в плен к ассирийскому царю Носору. Победитель поставил условие: «Десять дней ты останешься без хлеба, голодным. На одиннадцатый будешь состязаться со мной в стрельбе из лука — если победишь, отпущу тебя невредимым, вернешься к своему народу с достойными царю подарками». На следующий день Арам потребовал, чтобы из армянской армии, стоящей у границ Ассирии, принесли его самый красивый панцирь. Армяне тут же догадались, на что их царь намекает. В броню передаваемого с гонцами панциря они вложили тонкий-претонкий хлеб. Взял Арам панцирь, а потом вдруг заявил, что он не самый красивый. Так гонцы несколько раз до истечения условного срока приносили Араму с новыми панцирями еще и еще раз хлеб. На одиннадцатый день Арам и Носор вышли на стрельбище. Носор был уверен, что Арам, оставшись без хлеба, потерял силы и меткость глаз. Но каково было его удивление, когда Арам стал победителем. С честью возвратившись в свою страну, царь распорядился впредь в Армении вместо других хлебов печь лаваш.
Строительство механизированных пекарен было начато только в годы первой мировой войны: такие пекарни появились в Москве, Петербурге, Одессе и Киеве. Снабжение огромной страны хлебом было возможно только путем создания заводского хлебопечения. В 1924 г. создается государственное акционерное общество «Мельстрой». Оно организовало производство отечественного хлебопекарного оборудования, которое в первую очередь устанавливали на хлебозаводах Москвы, Ленинграда, Ростова. В 1929 г. в Москве на Пресне началось строительство самого крупного хлебозавода № 5 по проекту талантливого инженера Георгия Петровича Марсакова. В 1931 г. завод стал вырабатывать свою первую продукцию, достигнув в дальнейшем мощности 240 т хлеба в сутки. К 1933 г. Москва стала первым в мире городом по уровню механизации хлебопекарного производства.
Дальнейшему совершенствованию и развитию хлебопекарного производства в России помешала война, навязанная фашистской Германией. У войны был другой хлеб — хлеб, отмеренный хлебной карточкой. Многие хлебозаводы и пекарни были переведены на казарменное положение. Большая нагрузка выпала и на долю тыловых хлебозаводов.
В настоящее время хлебопекарное производство является одной из крупнейших отраслей пищевой промышленности. Существенно изменился ассортимент хлеба. В последние годы хлеб рассматривается как функциональный продукт питания, через который человек получает необходимые ему биологически активные соединения. Поэтому в настоящее время ведется большая работа по расширению и улучшению ассортимента хлебобулочных изделий, новых диетических и лечебных сортов хлеба.
/По кн. Донченко Л.В., Надыкта В.Д. История основных пищевых. М.: ДелиПринт, 2002. – 304 с./